Возможности и подходы удаленного обучения
В настоящее время, чтобы получить высшее образование, не обязательно регулярно посещать университетские лекции и семинары. Существует множество современных способов обучения, которые позволяют получать знания удаленно, даже в условиях, не присущих для обучения.
Задача обучения: от теории к практике
Вовсе не только запоминание технической информации является целью учебного процесса. Более того, целью является получение практических навыков, которые будут способствовать личностному росту и развитию. Овладение знаниями - это комплекс процессов, связанных с получением представлений о предмете и доведением умения использовать эти представления в реальной жизни до автоматизма. Важен и сам процесс преподавания, для того чтобы студент мог успешно осваивать материалы и навыки приобретения знаний. Важна мотивация студента, создание комфортных условий для обучения, наличие стимулов для активной работы и духовной напряженности.
Многие педагоги издревле посвящали свои труды вопросу эффективного проведения обучения. Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" обсуждал создание идеальных условий для студента, которые поддерживали бы его интерес к учебному процессу. А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов, В.А. Сухомлинский исследовали поведение студентов, применяли различные методы для оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности. В современной педагогике проводятся многочисленные исследования вопроса оценки эффективности дистанционных форматов обучения и о продуктивности самого процесса, что доказывает актуальность этой проблемы.
В процессе обучения человек постепенно осваивает новые знания, пройдя через пять уровней усвоения материала.
Первый уровень, который методисты называют нулевым, связан с знакомством с материалом и его пониманием.
Следующий уровень — первый уровень усвоения знаний — связан с узнаванием материала с помощью подсказок. При этом подсказки могут быть различными: наставник, учебник, конкретная жизненная ситуация или любой другой внешний источник.
Третий уровень усвоения знаний — воспроизведение. На этом этапе учащийся может самостоятельно воспроизвести ранее полученные и усвоенные знания и использовать их для решения типовых задач.
Четвертый уровень, называемый эвристической деятельностью, предполагает применение знаний в нетипичных ситуациях и справление с нетиповыми задачами.
И, наконец, пятый, высший уровень усвоения знаний — это творческое усвоение, связанное с проявлением исследовательской и изобретательской деятельности, благодаря которой может возникнуть принципиально новая информация.
Существует два типа усвоения знаний: репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся может лишь воспроизвести полученную информацию, тогда как при продуктивном — переработать информацию, применить ее в ситуации, не совпадающей с учебной моделью. Педагоги нацелены на развитие продуктивного типа усвоения, используя новые формы обучения, в том числе дистанционное обучение.
Подходы к обучению при дистанционном образовании
Сегодня дистанционное обучение является одним из наиболее популярных способов получения образования. Оно дает возможность студентам получать высшее образование, не изменяя свой образ жизни, не тратя время на дорогу и не переезжая в другой город. Занятия проводятся по индивидуальному графику, следовательно, приобретать новые знания можно, не прерывая работу и совмещая обучение в нескольких заведениях. Кроме того, удаленное обучение часто является единственным способом получить высшее образование для студентов с ограниченными возможностями.
Удаленное обучение использует самые современные методики, включая специально разработанные преподавателями интерактивные образовательные курсы, веб-семинары, онлайн-лекции и создание собственных проектов – самостоятельно или в сотрудничестве с другими студентами. Контроль знаний проводится также в онлайн-режиме с помощью тестирования, зачетных работ и лабораторных работ, результаты которых студент отправляет преподавателю в электронном формате. Таким образом, студенты имеют возможность учиться в свободное время, не находясь в жестких временных рамках. Тем самым они могут самостоятельно разработать и применить наиболее эффективную схему усвоения знаний на практике. Интернет также предоставляет студентам возможность общаться друг с другом и посещать семинары с ученными, публичными деятелями и крупными специалистами-практиками.
Таким образом, одним из основных преимуществ дистанционного обучения является его доступность для всех, независимо от местоположения и занятости студента.
Фото: freepik.com