Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра
Одной из самых значимых отраслей в эффективном развитии любого государства является транспорт. Система транспортировки содействует созданию производственных связей и является контрольным пунктом для оценки состояния мировой торговли. В нынешних сложных экономических условиях стабилен тренд на использование комплексных логистических решений и сотрудничество с высокопрофессиональными участниками рынка перевозок грузов, множество проблем которых они готовы взять на себя.
Давайте рассмотрим подробности использования 4PL-схемы и исследуем текущую ситуацию на рынке международных перевозок, а также определим его проблемы и перспективы.
Каковы перспективы рынка услуг международных грузоперевозок?
Рынок международных грузоперевозок включает в себя несколько видов транспорта, таких как наземный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной) и воздушный. Соотношение этих видов международных грузоперевозок в регионах и странах варьируется, но в промышленных государствах система перевозок представлена всеми видами транспорта.
Япония, США и Евросоюз особенно развиты в этой сфере, на их долю приходится до 85% мирового грузооборота. В странах Европы объемы грузоперевозок лидирует автомобильный транспорт (40%), железнодорожный следует с небольшим отставанием (25%), а остальное приходится на морской и речной транспорт.
В Северной Америке автомобильные и железнодорожные перевозки практически равны по объемам, а в странах СНГ и Восточной Европы преобладает железнодорожный транспорт, хотя роль автомобильного транспорта постепенно растет.
Международные грузоперевозки морем чаще всего осуществляются государствами с развитой морской инфраструктурой, такими как Греция, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Япония.
Что касается авиаперевозок, то эксперты выделяют три региона: Западную Европу, Дальний Восток и США, на которые приходится 2/3 мирового грузооборота воздухом. Крупный регион также расположен в Азии: КНР, Сингапур, Таиланд, Япония, которые забирают 1/5 объемов. Значительная часть грузов проходит транзитом через российскую территорию.
Согласно отчетам Аналитического центра при Правительстве РФ, в России наиболее использованным видом транспорта для грузоперевозок является автомобильный транспорт (68%), за которым следуют железнодорожный (17%) и трубопроводный транспорт (13%). В 2018 году объемы грузоперевозок в России выросли на 5,2% по сравнению с 2017 годом, при этом автомобильный транспорт продемонстрировал наивысший рост (6,8%), железнодорожный транспорт - немного меньше (2,3%), а авиационный - 2%. Однако морской транспорт показал спад на 21,9%.
Рынок услуг международных грузоперевозок непрерывно развивается, где каждый вид транспорта имеет свои преимущества и ограничения.
Времена кризиса не обходят стороной секторы международной логистики: одни страны ощущают стагнацию, в то время как другие находятся на новом уровне развития. Например, США столкнулись со значительным снижением трансатлантических перевозок, которые активно пристально осваивают азиатские компании, особенно из Китая, чья экономика, одной из первых перешагнувшая кризисную черту, является мощной. Изменения происходят в каждом секторе рынка международной логистики, и каждый вид перевозок по-своему реагирует на влияние извне.
Международные железнодорожные грузоперевозки пользуются популярностью из-за выгодных тарифов, низкой стоимости на 1 тонну на 1 км и возможности использования мультимодальных схем. Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1,2 млн км. В России цифры меньше, чем в США или Канаде, а густота сети достаточна только в европейской части страны. Абсолютными лидерами среди грузов являются уголь и строительные материалы. Однако, для владельцев небольших партий товаров, железнодорожные перевозки неэффективны, так как невозможна доставка от двери до двери, трудно планировать из-за большого срока, необходимо нести расходы на погрузку и разгрузку при использовании мультимодальных схем.
Наиболее дешевый вид транспорта - морские грузоперевозки, которые обеспечивают 75% всех международных перевозок. Лидерами мирового торгового флота являются Япония, Греция, Кипр, Китай и США. Наиболее активно применяются так называемые "суда под дешевыми флагами", которые принадлежат Либерии, Панаме или Сингапуру. Перевозки нефти и нефтепродуктов направлены в основном из Персидского залива в Европу, Японию и США. Крупные партии угля и железной руды также морским путем. Однако, на рынке морских грузоперевозок в России используются главным образом для экспорта. По размеру грузов, крупнейшим портом считается Новороссийск. Перевалочные мощности российских портов растут в связи с ростом поступления товаров из Юго-Восточной Азии.
Авиатранспорт больше всего развит там, где сложилась густая сеть авиалиний. Парк судов, наиболее значительный в США, Канаде, Франции, Германии, Австралии. Доля воздушных перевозок сводится к очень небольшому количеству грузов из-за высокой цены и большого количества ограничений. Однако, авиационный транспорт всегда полезен для перевозки скоропортящихся и уникальных товаров, так как его преимуществом является скорость. Воздушные суда предоставляют единственный способ быстро переправить груз на большое расстояние.
Международные автоперевозки наиболее гибкие и позволяют доставить груз в любую точку, где есть дорога. Тем не менее, внутри России автомобиль остается транспортом ближнего действия. Средняя дальность перевозки 1 тонны в основном составляет менее 50 км. Перевозчики применяют очень гибкую систему тарифов, которая позволяет каждый раз подходить индивидуально. Согласно прогнозам аналитиков, рынок автоперевозок будет расти в 2019 году на уровне 3,5% в год, а переориентация грузопотоков происходит в основном в сторону Китая на фоне сокращения обмена товарами с Европой.
Значимость цены при перевозках грузов
Перевозка грузов — довольно дорогостоящее событие, особенно в сфере авиаперевозок, тогда как перевозки по морю являются самыми доступными в плане цены. Однако, для точной стоимости перевозки необходимо учитывать ряд параметров, таких как тип транспортного средства, расстояние между точками отправки и прибытия, сроки, количество транзитных стран и условия оплаты.
Существуют главные группы параметров, которые играют важную роль при организации перевозки, включая габариты груза, его свойства, стоимость, дальность доставки, услуги экспедиторов и страховщиков. Кроме того, при подготовке документов, количество таможенных кодов, необходимость оформления сертификатов играют важную роль, а при хранении на складе — объем груза, условия его хранения и сроки, например.
Для международных перевозок грузов из Юго-Восточной Азии, например, рекомендуется выбирать мультимодальный способ доставки, который включает как морской, так и сухопутный транспорт. К примеру, весом 20 тонн груз можно перевезти из Азии в Москву: морским транспортом до порта Котка, а затем — автомобильным. Стандартный срок хранения на порте обычно составляет 7 дней.
В сравнении с сухопутной перевозкой, морские и мультимодальные перевозки часто оказываются более выгодными. Точная стоимость перевозки рассчитывается в зависимости от ряда факторов и учитывает необходимость оформления соответствующего пакета документов, которые включают не только разрешения для пересечения границы с конкретным грузом на конкретном транспортном средстве, но и другие правовые нормы, соблюдение которых строго контролируются таможенными органами.
Какой вид международных грузоперевозок предпочесть – вопрос, который задают все больше компаний, стремящихся оптимизировать свою логистику. Существует несколько видов перевозок, и выбор зависит от типа груза, места назначения и сроков доставки.
Классический вариант – 20- или 40-футовый контейнер – практически всегда доступен для данного вида перевозки. Однако, помимо этого, можно воспользоваться такой формой, как сборный груз. В этом случае клиент платит только за то пространство, которое занимает его товар. Сборный груз подходит для представителей малого и среднего бизнеса, так как перевозка обходится в минимально возможную сумму. В состав сборного груза можно включить практически любой товар, за исключением сыпучих, наливных и горючих продуктов.
Кроме того, некоторые компании предлагают доставку карго, однако при ее использовании клиент полностью зависит от действий посредника, что может привести к негативным последствиям.
Для перевозок товаров внутри одного континента, на короткие расстояния можно воспользоваться автотранспортом. Хотя это более дорогое решение, оно подходит для контейнерных перевозок и дополнительных услуг.
Международные железнодорожные перевозки грузов на 30–40% дешевле автомобильных. Их применение одинаково, разница обычно в расстоянии. Перевозки по железной дороге востребованы, когда речь идет о длинных дистанциях.
Авиационный транспорт является самым дорогим и зависит от погодных условий. Однако авиаперевозки наилучшим образом подходят для транспортировки скоропортящихся грузов, срочных и дорогих заказов.
Морской транспорт выбирают те, кто не сильно ограничен во времени. Путь контейнера может растянуться на 35–45 дней, но именно по морю доставляют подавляющее большинство строительных материалов, сырья и полезных ископаемых.
При выборе международной грузоперевозки необходимо учитывать и дополнительные услуги, такие как страховка, маркировка, упаковка и т.д. Надежные и профессиональные компании берут на себя эти поручения и могут помочь с таможенными процедурами.
Небольшим фирмам может быть не оправдано содержание собственного подразделения международной транспортной логистики. В таком случае имеет смысл обратиться к одному из ведущих логистических 4PL-провайдеров, способных предоставить все необходимые услуги "под ключ".
Фото: freepik.com