Как наладить режим школьника
Снова наступил новый учебный год, и для правильной организации учебного процесса очень важно наладить режим дня школьника.
Снова наступил новый учебный год, и для правильной организации учебного процесса очень важно наладить режим дня школьника.
Что в себя включает режим дня в целом?
Режим дня — это то, из чего складывается день ребенка (школьника): грамотное распределение периодов сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, учебного процесса, иных видов деятельности и досуга детей и подростков в период учебы. Все перечисленное в совокупности содействуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию растущего организма. Режим дисциплинирует ребенка, помогает быть собранным. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение всего дня, как в школе, так и дома.
Большое значение для сохранения здоровья школьника имеет правильно организованный сон, его качество и количество. Человеку в любом возрасте необходимо удовлетворять физиологическую потребность во сне, а в детском возрасте особенно. После длительных летних каникул важно приучить детей ложиться и вставать всегда в одно и то же время. За 2-3 часа до сна ограничивать различного рода эмоциональные нагрузки – просмотры фильмов, телепередач, шумные игры, игры в компьютере, минимизировать время использования гаджетов и прочее. Рекомендуются вечерние прогулки на свежем воздухе перед сном, прием душа, ванн, чтение художественной литературы, последнее, в свою очередь, имеет немаловажное гигиеническое значение, так как оно переключает учащихся от напряжённой умственной работы на уроках и оказывает, как свидетельствуют наблюдения врачей и педагогов, благоприятное воздействие на нервную систему. Важно так же перед сном проветривать комнату (помещение). Средняя продолжительность сна для учащихся 1-4 классов должна составлять 10-10,5 часов, 5-9 классов — 9-10 часов, 10-11 классов – 8-9 часов. На время экзаменов, перед контрольными работами и при любой напряжённой умственной деятельности рекомендуется увеличивать обычную продолжительность сна хотя бы на 1 час. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.
День школьника должен начинаться с утренней гимнастики и водных процедур. Утренняя гимнастика, продолжительностью в 10-15 минут, снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью и энергией на весь день.
Как всем известно, культура питания формируется в семье. Ребенка обязательно нужно приучать завтракать. Завтрак – это залог здоровья и хорошего настроения. 10 причин важности и обязательности завтрака – это залог стройности, здоровья сердца и сосудов, лучший помощник для мозга, надежный щит от стресса, лучший защитник иммунитета, профилактика дискинезий желчевыводящих путей, «будильник» нашего организма, лучший способ поднять настроение, необходим для концентрации внимания, и что не мало важно — залог красоты и молодости. В целом, правильно организованное, разумное питание – залог нормального роста и развития ребенка. Режим питания детей должен быть максимально разнообразным, полезным, богатым белками, микроэлементами и витаминами. В целях профилактики авитаминозных состояний рекомендуется включать в ежедневный рацион детей и подростков больше свежих овощей, зелени, фруктов. Отдавать предпочтение свежеприготовленной домашней пище, нежели фастфудам и прочим блюдам, приготовленным на предприятиях общественного питания, которые в свою очередь также могут стать причиной возникновения различного рода пищевых отравлений и заболеваний детей инфекционного и неинфекционного характера, а также провоцировать обострение хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Важно правильно организовать режим дня школьника после школы. Приступать к выполнению домашнего задания рекомендуется через 1-2 часа после школы, так как необходимо время на отдых для восстановления сил. Желательно это время проводить на свежем воздухе. Для эффективности выполнения домашних уроков, рекомендуется начинать с выполнения письменных заданий и чередовать их с устными. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить 1,5-2 часа, средних классов — 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
В последнее время дети предпочитают свободное время проводить с гаджетами (телефоны, планшеты и прочее). Поэтому очень важно ограничивать, минимизировать время, которое ребенок уделяет современным техническим средствам. Педиатры и детские психологи советуют вовсе не давать мобильные устройства малышам до полутора-двух лет и жёстко контролировать время, которое дети и подростки проводят с гаджетами. Вред, который может нанести детям использование гаджетов, это: зависимость от гаджетов, нарушение сна, перевозбуждение и влияние на психику, проблемы физического здоровья и прочее. Кроме того, чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации (мобильных устройств связи) вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном. Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны, которые проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности. Можно уделять время для просмотра телевизионных передач и работе (игре) на компьютере, но при этом рекомендуется соблюдать гигиенические правила: смотреть телевизор или играть на компьютере не чаще 4-5 раз в неделю (время непрерывного нахождения у экрана — не более 30-60 минут). Не следует забывать о пользе отдыха и прогулки на свежем воздухе, а также свободно избранной деятельности детей, в соответствии с их индивидуальными интересами и способностями — чтение художественной литературы, рисование, музыка, спорт и прочее.
В выходные дни и в период каникул режим дня школьника должен отличаться от обычного. Больше времени должно отводиться для пребывания на свежем воздухе, прогулкам, для посещения кино, театров, музеев, а также физическому труду на воздухе, в саду, огороде. Последнее, в свою очередь, развивает физические, умственные и нравственные качества детей. Достижение реального результата труда, успешность совместной деятельности, понимание возможности принести пользу другим вызывает радостные переживания, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие и уверенность в своих силах, а также способствует повышению физиологической устойчивости организма подростка. Правильно организованный режим дня учащихся в выходные дни и каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма перед началом новой учебной недели (учебной четверти).
Грамотно организованный режим дня школьника будет благоприятно сказываться на его самочувствии, здоровье, настроении и успеваемости.
Последние новости

Крупные новгородские предприятия будут заниматься разработкой средств защиты от БПЛА
На производственных площадках крупных новгородских предприятий установят системы защиты от вражеских беспилотников.
Проект развития ОЭЗ «Новгородская» представили на международном форуме в Липецке
В Липецкой области, на площадке особой экономической зоны «Липецк» прошёл Международный форум особых экономических зон,
В Великом Новгороде открыли завод по производству трубопроводной арматуры
Инвестиции в строительство предприятия на первом этапе составили 400 млн рублей.
В России спрос на инвестиционное золото вырос в 4,5 раза
Эксперты «Открытие Инвестиции» и Freedom Finance Global прокомментировали новость о резком росте спроса на золотые монеты и слитки