Историю края мы свято храним

Выпускнику средней школы села Поддорье и Санкт-Петербургского государственного института культуры Павлу Фёдорову удалось восстановить Успенский Собор Рдейского монастыря.

Выпускнику средней школы села Поддорье и Санкт-Петербургского государственного института культуры Павлу Фёдорову удалось восстановить Успенский Собор Рдейского монастыря.

Правда, пока виртуально — на макете, с помощью современных технологий, но исследовательская и творческая работа проведена колоссальная и интересная. Это — совместный труд Павла и его друга Александра Лосева, выпускника академии художеств имени Ильи Репина. Работая в тандеме, молодые люди создали приближённый к оригиналу макет Успенского Собора Рдейского монастыря.

В Поддорском районе хорошо знают Елену Петровну Горячеву, и не только как местного поэта, автора нескольких сборников стихов, но и как краеведа. Эта удивительная женщина написала целый труд, в котором, изучив подробно многие исторические факты, сделала собственные предположения об истории возникновения названий многих населённых пунктов Поддорского района. Один экземпляр рукописи есть и у меня. Это — очень интересный материал, практически исследовательская работа. Вероятно, такая увлечённость историей своего родного края передалась и внуку Елены Петровны — Павлу.

Исторические факты

Среди непроходимых болот на границе Новгородской и Псковской областей возвышаются руины Успенского Собора Рдейского монастыря. Он был построен на полуострове, разделяющем Рдейское озеро на две части, и представлял удобное место для уединенной иноческой жизни.

Никаких документальных свидетельств о времени и основателях монастыря нет, но уже в XVII веке упоминается «обитель Преображения Господня». Упоминается и об обетном колоколе 1689 года.

Отложим часть истории монастыря, не менее интересную (можете найти материалы по ссылке), и продвинемся вперёд примерно на два столетия, так как сегодня наша цель — рассказать именно об Успенском Соборе.

Благодаря материальной поддержке богатого купца Александра Николаевича Мамонтова, пожертвовавшего на Рдейскую пустынь 6000 рублей, в монастыре развернулось большое строительство. Были возведены Вознесенская церковь, корпуса для сестер-монахинь, при общине открылось приходское училище для крестьянских детей.

Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А.Н. Дьяков, который пришел к выводу, что деревянная церковь Успения находится в аварийном состоянии. После долгих споров мнение консистории было следующим: «Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то деревянный следует разобрать».

Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-м. Мамонтов пожертвовал на строительство 150000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ — архитектор Борютин.

В оформлении собора использовали элементы разных стилей, а художественная выразительность постройки была усилена применением декоративной ковки и дорогих материалов. Особенным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас, выполненный под руководством московского мастера Захарова. Иконы написаны в Москве художниками Ведяниным и Кореневым.

Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале установили котел (его остатки видны и сегодня) для подогрева воды, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание.

В 1918 году монастырь жил еще обычной жизнью: шло обучение клиросных сестер пению, непрерывно совершались богослужения. Только мастерские кустарных изделий (чулочная, ткацкая, башмачная) прекратили работу из-за отсутствия материалов, да хуторское хозяйство было нарушено, т.к. у монастыря отобрали пахотные земли.

Успенский Собор был закрыт только в конце декабря 1931 года.

Из Постановления президиума Облисполкома № 45 от

22 декабря 1931 года: «п.п. 15 проект. слушали: О ликвидации каменной церкви бывшего Рдейского монастыря (Поддорского РИК'а)».

16 марта 1939 года: п.п. 10. «О ликвидации Рдейской церкви Рдейского сельсовета Поддорского района».

«Ходатайство местного населения о закрытии церкви с последующим переоборудованием под школу удовлетворить» (ЦГА СПб. Ф.7179. Оп.10. Д.280. Л.16 (машинный шрифт — проект); Д.344. Л.2 (типографское издание — постановление))».

По свидетельствам местных жителей, постройки монастыря сильно пострадали во время войны, когда по ним нанесли удар немецкие войска. Их целью являлись местные партизаны. Тогда же была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой (по материалам и фото (1969–1979 годов) Ольги Валериевны Муждаб http://belolikovi.narod.ru/rdei_fot_2.htm и книге «Успенский собор Рдейского монастыря». Издание краеведческого музея Поддорского муниципального района. Составитель Светлана Михайловна Тихонова).

Путём проб и ошибок

Вернёмся из исторического пласта в современную реальность. Павел и Александр внимательно изучали документы, книги, фотографии Успенского Собора.

— На фото 1969 года (О.В. Муждаб) видно, что на соборе были купола и облицовка стен. При помощи нейросетей мы пытались раскрашивать фотографии, чтобы узнать точные цветовые оттенки и переходы, но, к сожалению, из-за низкого качества исходников стопроцентную уверенность и гарантию цветов получить не удалось.

При создании макета нам пришлось домысливать некоторые моменты самостоятельно, без помощи специалистов и из-за неполноты профильной литературы, поэтому недочёты, конечно же, в нашем проекте имеются.

Мы не ставили перед собой целью передать подлинную документальность, а лишь пытались привлечь внимание броской картинкой, как могло бы быть, если бы Успенский Собор уцелел до наших дней.

Но это совершенно не значит, что на нашем макете представлен исключительно художественный вымысел! Всё же мы пытались сохранить исходник настолько, насколько это вообще было реально, — рассказывает один из авторов проекта, Павел Фёдоров.

Почему мы решили написать о проекте? Да чтобы ещё раз подчеркнуть, что и современное поколение молодых людей интересуется историей своего края, своей малой родины, гордится ею и хочет сохранять исторические факты, даже реализуя такие необычные проекты. И это очень важно. Мы также знаем, что такие наши земляки, как Алексей Ларионов и Николай Тыщенко (их гораздо больше), ежегодно устремляются на Рдейщину, чтобы не только коснуться святой земли и помолиться, но и сделать хоть что-то доброе и полезное для храма.

И ещё: кто хочет узнать всю историю Рдейского монастыря, может пройти по ссылке, указанной в материале, или прочесть книгу Поддорского краеведческого музея под авторством С.М. Тихоновой.

Любовь ВАСИЛЬЕВА
Фото Алексея Ларионова
и Павла Фёдорова

Последние новости

Новгородский календарь: старейший в регионе «храм мудрости» отмечает 80-летие

Одним из первых учреждений культуры, открытым в освобождённом от врага Новгороде, стала библиотека, ныне обозначаемая запоминающейся аббревиатурой НОУНБ.

В результате пожара в новгородской многоэтажке погиб человек

В Великом Новгороде в результате пожара погиб мужчина. Об этом сообщили накануне в региональном Следственном управлении.

Частично соблюсти новогодние традиции Жени Лукашина новгородцы смогут в 3 банях

Акционерное общество «Новгородский водоканал» представило график работы бань в новогодние каникулы.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Севастополе, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *