В Новгородском музее-заповеднике откроется выставка к 135-летию Евгении Эвенбах

15 мая в конференц-зале в Музее изобразительных искусств откроется выставка «Новгород в творчестве Е.К.

15 мая в конференц-зале в Музее изобразительных искусств откроется выставка «Новгород в творчестве Е.К. Эвенбах (1889-1981)». Выставка приурочена к 135-летию известного ленинградского живописца и графика Евгении Константиновны Эвенбах.

Новгородский музей-заповедник располагает небольшим, но имеющим несомненную историко-культурную ценность комплексом работ Е.К. Эвенбах. Прежде всего, это довоенные копии уникальных росписей новгородских храмов Спаса Преображения на Ковалеве и Успения Богородицы на Волотовом поле. Кроме того, это цветные автолитографии, созданные Е.К. Эвенбах на основе этюдов 1920-х годов, представлявших виды Новгорода и его памятники. В музее хранятся детские книги «Гуси» (1970) и «На реке» (репринтное издание 2017 года) с иллюстрациями, выполненными по «новгородским впечатлениям», а также ряд каталогов выставок, на которых были представлены ее  произведения. Состав экспозиционного материала дополняют редкие фотографии 1910-х – 1930-х годов, запечатлевшие памятники Новгорода и украшавшие их настенные росписи, а также виды самого города, облик и быт которого так покорил Е.К. Эвенбах в начале 1920-х годов и который стал «фундаментом» всего ее творчества.

Выставка, посвященная творчеству Е.К. Эвенбах, проводится в Новгородском музее-заповеднике впервые.

Евгения Эвенбах получила профессиональное образование достаточно поздно. В 1907 году, окончив Екатеринославскую 1-ую Городскую женскую гимназию, она только в 1910 году смогла поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Она занималась у Николая Рериха,  Аркадия Рылова, Яна Ционглинского. Во время Первой мировой войны Евгения Эвенбах работала в госпиталях в Иркутске, Петербурге и на Северо-Западном фронте. После войны она продолжила обучение в Петроградских свободных художественных мастерских (бывшее Высшее художественное училище при Академии художеств), параллельно училась в Петроградском университете на отделении истории искусства. Летом 1920 года в соответствии с индивидуальным планом занятий Е.К. Эвенбах впервые посетила Новгород, где занялась изучением и копированием фресок, продолжившимся затем в памятниках Киева, Чернигова, Ферапонтова монастыря и Грузии. Облик Новгорода вдохновил ее и на создание акварельных этюдов, запечатлевших храмы и монастыри, городские пейзажи и бытовые сцены.

В 1923 году Е.К. Эвенбах подготовила «под впечатлением новгородских пейзажей» иллюстрации к русской народной сказке «Гуси», а через год — серию рисунков «Рынок», для которой Евгений Шварц написал текст. Именно «Рынок» привлек внимание мастера книжной графики Владимира Лебедева, пригласившего Евгению Эвенбах в Госиздат. Она создавала рисунки к детским «производственным» и анималистическим книгам, сказкам и вновь обращалась к новгородским впечатлениям: «Весь быт, облик Новгорода натолкнул меня на другую книжку – голубую «На реке» …». Изданная в 1928 году книга стала не только творческим достижением самой Е.К. Эвенбах, но и значительным явлением в истории книжной графики. Кроме того, она подготовила циклы иллюстраций к букварям и первым изданиям для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые также были признаны лучшими образцами художественного оформления книг.

В начале Великой Отечественной войны Е.К. Эвенбах находилась в блокадном Ленинграде, а в 1943 году была эвакуирована на Алтай. Она вернулась в 1946 году и вскоре стала преподавать на графическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. В послевоенные годы она вновь посетила Новгород, сделав лишь несколько набросков разрушенного города. Вполне закономерным стало ее обращение к новгородским этюдам 1920-х годов, на основе которых она создала в конце 1960 – начале 1970-х годов ряд цветных автолитографий, увековечивших древний Новгород и его памятники до катастрофических разрушений в 1941-1944 годах.

Значительное место в позднем творчестве Е.К. Эвенбах занимали масштабные выставочные проекты, сопровождавшиеся каталогами и подводившие итоги ее многолетней деятельности. Прежде всего, это экспозиция «Искусство народов Амура» (1959), в состав которой вошли собранные ею предметы быта и народного искусства, а также офорты, посвященные людям и природе этого края. В 1963 и 1974 годах состоялись персональные выставки работ Е.К. Эвенбах, представившие различные направления ее деятельности, весь диапазон творческих интересов и многообразие технических приемов: копии древнерусских росписей, иллюстрации, портреты, пейзажи, виды городов, бытовые сцены; живописные работы, акварельные этюды, рисунки итальянским карандашом и тушью пером, офорты, автолитографии.

В настоящее время произведения Е.К.Эвенбах и исполненные ею копии древнерусских росписей хранятся во многих музейных собраниях: Научно-исследовательском музее Российской Академии Художеств, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре и ряде других.

Выставка будет работать по 2 сентября.

изображения представлены пресс-службой Новгородского музея-заповедника

Последние новости

Обновление пешеходного перехода на Большой Московской улице

Горожане ожидают завершения работ по благоустройству перекрёстка.

Новые меры по борьбе с фиктивными браками в РФ

Депутаты Госдумы приняли закон, который изменяет правила получения разрешений на проживание для мигрантов.

Американские политики требуют от Украины снизить возраст призыва на мобилизацию до 18 лет

Советник Зеленского подтвердил давление со стороны США в вопросе мобилизации молодежи.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Гатчине с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *