Режиссёр и художник спектакля рассказали о сюрреалистичной премьере по «Двойнику» Достоевского

В Новгородском театре драмы имени Достоевского продолжают впечатлять новыми премьерами: на этот раз жители и гости города, посетив филармонию смогут стать свидетелями странной и сюрреалистичной истории Якова Петровича Голядкина.

В Новгородском театре драмы имени Достоевского продолжают впечатлять новыми премьерами: на этот раз жители и гости города, посетив филармонию смогут стать свидетелями странной и сюрреалистичной истории Якова Петровича Голядкина. Речь идёт о спектакле по раннему и не самому популярному для постановки произведению Фёдора Михайловича – повести «Двойник». Отметим, в 2024 году будет всего два показа – и оба завтра, в 12:00 и в 19:00.

Подробнее о грядущей премьере в интервью интернет-газете «Новгород» рассказывают московский режиссёр Иван СУДАКОВ и петербургский художник-постановщик Валерия КАМОЛЬЦЕВА. Оба театральных мастера в Великом Новгороде не впервые, однако «Двойник» стал их дебютной работой в тандеме. Напомним, Иван Судаков ранее ставил «Последнего богатыря», а Валерия Камольцева работала с детским спектаклем «Гуси-лебеди».

– Иван, прежде всего вопрос: Вы ранее уже работали с Достоевским?

– Работа не первая, но, скорее, «полторашная»: в своё время в студенческом театре я вставлял в «Маленькие трагедии» фрагмент из «Бесов», а этой осенью я вернулся из города Ачинск, где мы за три дня поставили сорокаминутного «Подростка».

На вопрос, откуда интерес к Достоевскому, Иван Судаков, посмеиваясь, сперва отшучивается: «Говорят, похож!». Но затем уже серьёзно добавляет:

– В центре всех исследований Фёдора Михайловича – человек, который переживает, плачет, запутался в себе, ошибается, сходит с ума, как в данном произведении. Идея – «человеку нужен человек». На мой взгляд, тема сейчас снова очень актуальна. Да и в целом, актуальна всегда.

На фото – режиссёр спектакля Иван Судаков

Прогуливаясь летом, я слушал аудиокнигу по «Двойнику» и в какой-то момент понял, что человек, который каждые четыре строчки авторского текста говорит: «Я никто, я никто, ну что вы, ну куда я…» , – ну это же сейчас почти каждый третий. Особенно, что касается молодых людей, людей средних лет, пребывающих в кризисе. Я подумал, что это интересная тема: даже несмотря на то, что Достоевский здесь, казалось бы, всего лишь продолжает Гофмана, Гоголя и просто набивает руку, сейчас эта тема круто звучит. Вместе с тем, я в какой-то момент понял, что Достоевский – смешной. У него очень много юмора, что делает его очень театральным.

– То есть, что касается целевой аудитории – интересно будет в первую очередь молодёжи?

– Конечно, наш язык людей, выросших в девяностые, наиболее понятен будет людям с аналогичным жизненным опытом – чьё развитие, взросление пришлись на последние лет двадцать. Что «Двойник», что ранее поставленный мною «Подросток» – они относятся к раннему творчеству Достоевского, когда и сам он был молод. Однако, здесь не будет каких-то жёстких триггеров, которые помешают установить контакт и с более зрелой публикой. Если зритель принимает правила игры, то мы с ним поиграем!

– Насколько Вы переработали первоисточник? Кроме того, что детали ожидаемо пришлось сократить?

– Можно сказать, что у нас это моноспектакль, которому иногда мешают актёры. Текст не меняли, но, действительно, сокращали. Много косвенной речи перевели в прямую. У Фёдора Михайловича это поток сознания: как говорят многие литературоведы, в «Двойнике» есть автор, а есть соглядатай автора. Зритель же приходит, чтобы увидеть историю от начала и до конца, поэтому и у нас стояла задача переработать произведение в однолинейную историю, вычленить из этого потока сознания сумасшедшего человека некую общую нить и привести её к какому-то итоговому просветлению, морали, месседжу.

Достоевский всегда сложен для постановки своими текстами – он очень сложносочинённый. Множественные наречия, нагромождения, повторы, тире, запятые, и точка лишь спустя пять строк – и то не факт! Человек, который говорит безличными предложениями, предложениями, состоящими из одного слова – это всё нам что-то сообщает о персонаже. У актёра – сложность в том, чтобы такой текст «присвоить», понять и что-то сообщить в том числе от себя, рождённого в 90-х, зрителю, рождённому в 70-80-х и позднее. То есть, концептуально – человек, который находится в диалоге со зрителем, должен находиться в диалоге с человеком, который каждый вечер бесцельно листает ВК-шортсы.

«Я никто, я никто, я никто, извините меня», иные рефрены – они сложны для восприятия, но показывают, что человек вербально сходит с ума. А вот где именно это происходит, в начале или в конце спектакля, зрителю и предстоит выяснить. Как-то в других интервью мы пришли к выражению: «Есть «Битлджус-Битлджус» (безумный призрак, персонаж фэнтезийного фильма режиссёра Тима Бёртона, а также одноименного мультсериала режиссёра Робина Бадда. – прим. ред.), а это – «Голядкин-Голядкин». Вообще довольно комиксоподобная история получилась.

– Комикс на сцене?

Здесь к диалогу подключается Валерия Камольцева:

– Совсем уж как комикс его воспринимать не стоит. Но у спектакля фрагментарное построение: в комиксе история блоками отображена на бумаге, а мы попытались поставить подобное на сцене. Принцип тот же: некие отдельные, но симультанно происходящие действия, что может и запутать зрителя… Но в данном случае создание путаницы – это отчасти намеренный эффект.

– Тогда, может быть, это скорее даже не «комиксовость», а некая клиповость, – речь ведь идёт о динамике?

– Да, скорее, даже так. Где-то это будет зацикленность, где-то интересные моменты с переходами персонажей или масок и декораций, использование декорации каждый раз по новому сценарию.

Художник-постановщик спектакля Валерия Камольцева в декорациях

– Валерия, давайте теперь с Вами побеседуем непосредственно о художественной части. Расскажите, что увидит зритель?

– Мы взяли за принцип чёрно-белую палитру и минималистичное изображение нашего Петербурга в несколько сюрреалистичном восприятии. Сцена, собранная из деревяшек и одновременно полуголая, – в противовес перегруженным одеяниям артистов. Попытались передать обнажённое дерево, мрачный депрессивный фон, – всё, как любит наш Фёдор Михайлович! В этом смысле мы ничего особо и не добавляли, разве что «песочницу» – грубо говоря, голову человека, в которой он сам у себя копошится, видит каких-то людей, или же фантомов… Как уже сказал режиссёр, герой в себе крайне запутался, и мы это показываем. Ничего сверхъестественного, но при этом очень фактурно.

Вообще я себя считаю художником серых тонов. В «Гусях-лебедях» у меня с цветом какой-то отрыв произошёл, я давно ничего такого яркого не делала. А здесь – более привычная для меня стезя, и я тоже работала с Достоевским ранее. Впрочем, это было уже очень давно, ставили мой первый спектакль и там, кстати, я тоже использовала дерево: правда, морёное, сырое, будто только вытащенное из болота. Хотя Петербург в мирах Достоевского – жёлтый, я его видела скорее таким, серым и деревянным. Но тут, наверное, сказался личный опыт: я родилась в провинциальном городе, и на тот момент ещё не «впитала» Петербург, не увидела его таким, каким он предстал спустя много лет проживания в нём.

– Чем Вы вдохновлялись? Некоторые, кто уже знаком со стилем спектакля, провели аналогию с Тимом Бёртоном…

– Сложный вопрос! Вопреки тому, что многие сравнивают с Тимом Бёртоном (вероятно, из-за больших голов), конкретным художником я не вдохновлялась: думаю, возраст уже такой, что немного отошли от этого. Конечно, совсем по молодости, когда ещё не были погружены в театр и были не в курсе всех его приёмов – это казалось интересным. В конце концов, это и правда очень яркая стилистика – наверное, где-то на подкорке она и могла засесть. Но в целом – я отталкивалась скорее от идеи масок.

Эскиз к спектаклю: характерный стиль действительно напоминает упомянутого режиссёра и мультипликатора

Я очень люблю масочный театр, но его сейчас мало кто делает. Разве что именно кукольники, – драматические художники не любят закрывать лицо артисту… В общем, мне хотелось поработать именно с большими головами, с масками, с полуобъёмными щитами-масками. Отталкивались от масок, а декорация дополняет всю эту странную историю с очень странными персонажами. Поэтому и решили сделать такой «кукольный городок», где реквизит может очень непредсказуемо менять своё предназначение. Домик может стать стулом, стена города – забором.

– В общем, всецело сюрреалистическая история…

– Да, замкнутое пространство, в котором копошатся персонажи, какой-то замкнутый, непонятный мирок. От гротеска, сюрреалистичности, странности в первую очередь происходящего, получается, мы и пришли к тому, что реквизит должен дополнять. И не мешать в каком-то смысле, поэтому декорации – минималистичные, даже местами скупые. Конкретно в «Двойнике» монументальность и не нужна. Но, конечно, первый показ – это всегда проверка сцены, так что окончательно будет видно по отклику зрителя.

– Мне кажется, он сейчас очень попадёт в какое-то всеобщее настроение, «боль аудитории», выражаясь несколько маркетингово, – начиная переживаниями и банально заканчивая погодой…

– Да, тут мы согласны! Серо, сыро, слякотно – декабрь, скорее всего, весь будет таким. Этакая «недозима» и «переосень». При этом намёки на белый снег у нас тоже будут, – зима ведь. Вот такой у нас получается новогодний спектакль (смеётся) ! Осталось ёлку, сбитую из деревяшек, поставить…

Постановка спектакля «Двойник» по повести Ф. М. Достоевского осуществляется в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Фото Людмилы Степико

и из архива Новгородского театра драмы

Екатерина Золотарева

Последние новости

В Шимске вынесен приговор по уголовному делу в отношении мужчины, который откусил потерпевшему часть уха

Солецкий районный суд с участием представителя прокуратуры Шимского района вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 35-летнего жителя Новгородского района Мусо Ходжаева.

В Старой Руссе появится новая гостиница

Одним из основных вопросов, рассмотренных на Совете при губернаторе Новгородской области по улучшению инвестиционного климата, стал инвестиционный проект строительства дорожного отеля «3А Старая Русса».

Новый областной закон поможет участникам СВО при трудоустройстве

Сегодня, 25 декабря, на заседании Новгородской областной Думы депутаты приняли закон, устанавливающий новую меру поддержки для вернувшихся из зоны СВО военнослужащих.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Каменске-Шахтинском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *