Твин Гримм

Одержимых творческими идеями Якоба и Вильгельма Гримм однажды начинают преследовать собственные фантазии.

Одержимых творческими идеями Якоба и Вильгельма Гримм однажды начинают преследовать собственные фантазии. Однако на сцене Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» не мистический байопик о знаменитых немецких филологах, а очень вольная игра воображения. Режиссер Надежда Алексеева вновь обращается к приёму, который в этом театре умеют использовать с размахом – неудержимый сторителлинг и лабораторное препарирование классических сюжетов в момент сочинения истории.

Из этой идеи неожиданным образом родилось сразу два спектакля. Один – «Братья Гримм. Детские сказки», второй – «Странная комната» для подростков и взрослых. Их объединяют общее сценографическое решение Александры Першай и актёрский состав. По сюжету каждая постановка самостоятельна, и в то же время они дополняют друг друга. Зритель становится свидетелем событий в двух альтернативных пространствах в некой мультивселенной.

Локация одна – стилизованный дом братьев Гримм. Каркасы стен, крыши, деревья и садовые кадки на заднем плане, на переднем – две деревянные кровати «под старину». Композиция элементов обстановки в версиях различается, но не существенно. Геометрические ритмы в оформлении – как бы контуры будущих сказок, и в то же время ритмичная, убаюкивающая графья, сдерживающая творческую прыть до подходящего момента.

Главная особенность «Странной комнаты» - стоящий по центру платяной шкаф, сразу же приковывающий внимание бывалых любителей сказочных историй. Не трудно догадаться, что с этим зловеще-мирным предметом мебели и будет связано волшебство. В детской версии тоже есть «магические» чемоданы, которые «выстреливают» в разгар сказочной суматохи - в них братья хранят свои истории, веселые и страшные (и в этом случае из приоткрытого чемодана эффектно струится туман).

Действие «Детских сказок», как и положено, происходит утром – Гримм просыпаются, готовые к новому творческому дню. Ночью же в «Странной комнате» их будят собственные кошмары и писательский зуд. И может потому большую часть времени Якоб и Вильгельм ходят в пижамах, надо отметить, очень стильных, практически парадных: первый в иссиня-чёрной, а второй в белоснежной.

Экспозиции обоих спектаклей довольно пространные, появление потусторонних сил оттягивается бодрой импровизацией, полной актёрского любования. Утренние братья не боятся интерактивности (вторым режиссёром спектакля выступил Андрей Данилов). Якоб и Вильгельм знакомятся с детьми, устраивая традиционные разминки. А заодно и заявляют свои характеры. Подвижный, озорной, с ритмичным пластическим рисунком Якоб в исполнении Алексея Тимофеева (во втором составе Олег Зверев) контрастирует с обстоятельным, важничающим Вильгельмом – Андреем Даниловым (роль в паре с Мариной Вихровой). У Вильгельма явно лидерская позиция в творческой семье, не только по старшинству, но и по энтузиазму. Якоб не всегда готов уступать брату управление сочинительской энергией, отчего возникают забавные перебранки. Впрочем, семейная история совсем не главное в этом сюжете, она интересует авторов спектакля как обвязка, а главным событием становится появление Ведьмы.

Пробираясь через густые деревья то ли леса, то ли сада, в остром, карикатурном танце Ведьма является прямо в дом к сказочникам. Какой ритуал или роковая ошибка поспособствовали этому вторжению, в драматургии остаётся непрояснённым. В последовательности современной сказки причинно-следственные связи не всегда отличаются очевидностью, уводя от архаики. Образ, созданный актрисой Еленой Федотовой и художником Александрой Першай, подкупает не только резкой красочностью, но и тонировками, особенно исполнительскими.

Все детали костюма Ведьмы раскрываются только ночью в альтернативной вселенной. Но и утром есть, на что посмотреть – под тёмно-зеленым пуховиком со змеями обнаруживается контраст из алых сапог, алого парика и ядовито-зеленого фрака с юбкой из фатина. Дерзкий фрик-наряд побеждает представление об эпохе, привнося в мирную сказочность предупреждающее чувство угрозы и в то же время соблазнительности. И да, ничего опасного для нравственности или детского взгляда в Ведьме нет. Пожалуй, она даже слишком деликатно ведет себя в гостях у братьев, участвуя в их сочинительских играх.

Всё происходящее дальше похоже на неофициальный приём, когда незваную гостью нужно развлечь. А лучше всего Гримм умеют увлекать сказками. Для разыгрывания выбраны самые хрестоматийные сюжеты – «Госпожа Метелица» и «Бременские музыканты». И кураж затейников ограничен только набором реквизита. Прикроватная тумбочка изображает колодец, одеяло – печку, а кстати вытащенное из сада дерево – яблоню. Дождь из золота – кусок фольги, а смола – черный пластиковый мешок. Пригодился и сундучок, который Ведьма принесла с собой: он демонстрирует жутковатые зубы, подражая Метелице. Но если для бременских музыкантов требуется барабан или мегафон, то братья, не задумываясь, извлекают необходимые инструменты откуда-то из темных углов.

Быстрый, галопирующий темп вмещает в себя и канонический переводной текст сказок, и множество импровизированных реплик, не разрушающих логику и полноту оригинала. Досталось разве только собаке, поскольку бременский квартет никак не расходился на актёрское трио. Но купюра оригинально оправдана тем, что кот, чью рассудительность и хитрость умно передаёт Вильгельм, никак не смог бы поладить с собакой. В связи с этим органично влилось и едкое замечание о «трубадурах и принцессах», которых кое-кто не постеснялся вставить в сказку Гримм.

Предел игре наступает с окончанием второго сюжета и финал растворяется в общем ощущении веселья, причастности к неудержимому творчеству. Мораль сказок остаётся нетронутой, а главный интерес не в архаическом представлении о добропорядочности и лени, удаче и дружбе. Он в желании преобразовывать окружающий мир с помощью фантазии, представлять себя находчивыми героями и видеть магию в обыденных вещах.

Ещё интереснее эти идеи развиваются в «Странной комнате». Как уже было сказано, для братьев Гримм наступает неспокойная ночь. Тревожность приводит обоих в раздражённое состояние. Характеры Вильгельма и Якоба подверглись изменениям. От доброго и ироничного персонажа Андрея Данилова практически ничего не осталось. Вильгельм нервный, подозрительный, суетливый. А Якоб у Олега Зверева ворчливый и резкий. В этом актёрском дуэте нет чьего-либо превосходства, но чувствуется энергичное соперничество. Зритель застаёт братьев Гримм одержимыми своим ремеслом, не дающим покоя даже ночью. Ещё чуть-чуть, и напряжение, царящее в ночной комнате, станет невыносимым. Тут-то и появляется Ведьма.

 

На этот раз Надежда Алексеева в соавторстве с актёрами-инсценировщиками (несложно заметить, что драматургическая ткань плетётся из этюдов) чётче обозначила мотивы потустороннего персонажа. Ведьма является к братьям из того самого шкафа-портала, чтобы они сочинили ей иную судьбу. Приём не новый, но в скрипучем, обиженном и едком голосе Елены Федотовой слышны драматические обертона. Вроде бы актриса не стремится избегать штампов карикатурного злодея – тут тебе и угловатая пластика, старушечья сутулость, вкрадчивые, заклинательные интонации. И в тоже время находит самоироничность, добавляя глубины и объёма не маске, а характеру. Как костюм находится постоянно в изменении (под фраком есть алая кофта, будто кожа, испещрённая татуировками-оберегами), так и состояние Ведьмы переходит от детской наивности к властности, мстительности. В исполнении Елены Федотовой это не просто плохой персонаж, шантажирующий превращениями во что-нибудь неприятное и желающий поправить свою репутацию. Это женщина, ищущая новой судьбы, внимания к своей личности.

Только вот братья не готовы принимать просьбу гостьи о реабилитации всерьёз. Рассказывая сказку о мёртвой принцессе, они до того увлекаются игрой, что становятся похожими на шаловливых мальчишек, способных задеть, обидеть ради удачной шутки. С неудержимым азартом они придумывают себе новые приключения, которые тут же исполняют, отменяя в воображении границы комнаты. И тогда злая сказка восстаёт против Гримм.

Во второй части спектакля странная комната трансформируется в тёмный лес, куда Ведьма заманивает героев. В этом лабиринте, как в тяжёлом сне, повисают сказочные мотивы, без начала и конца. И только одна история о гусятнице у колодца, как путеводная нить, ведет братьев к выходу. Уже не понарошку Якоб становится королём (в длинном изящном средневековом сюртуке и короне), а Вильгельм – Графом (в белой куртке с зеленой меховой оторочкой). Цена свободы – восстановление справедливости для оболганной принцессы. От самоуверенности и куража братьев не остаётся и следа. И история доигрывается с поэтической возвышенностью.

С окончанием сна приходит конец и ведьминским чарам. Коварная, захватывающая сила воображения таит в себе серьёзные опасности для психики. Но это удел любого сочинительства. Кажется, такой урок хочется вынести из этой истории.

Чем же вечерний вариант менее детский? Пожалуй, только наличием призраков, змей, разговоров о смерти, чуть более мрачной и пугающей атмосферой. Куклы, трюки, звуковые и музыкальные эффекты, как всегда бесподобная партитура художника по свету Ларисы Дедух радуют созидательностью, изобретательностью, пусть и не самой изощрённой, какая есть в других спектаклях театра «Малый». Это двойная история о том, как рассказывать истории и радоваться сотворчеству. Хоть утром, хоть вечером!

Как уже говорилось, характеры и события в этих спектаклях далеки от жизни исторических братьев Гримм, но посмотрите на портрет сказочников работы Элизабет Йерихау. Тут впору мистически вздрогнуть.

Фото: Юлия Лапухина, с сайта  wikipedia.org

Автор: Сергей Козлов

Последние новости

Пилотный проект в Новгородской области: мужчины могут проверить репродуктивное здоровье

Новая инициатива призвана улучшить здоровье населения и повысить рождаемость.

Как защитить себя и окружающих от вирусов в период эпидемий

Эффективные меры профилактики для снижения риска заражения

Контроль за оздоровительной кампанией в Новгородской области 2024 года

Управление Роспотребнадзора следит за качеством услуг в период летних оздоровительных мероприятий.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Симферополе на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *