О маскулинности и мужской конкуренции предлагает поговорить новгородская перформанс-группа «Омлет для любимой женщины» в спектакле «Идиот2»
10.11.2022

О маскулинности и мужской конкуренции предлагает поговорить новгородская перформанс-группа «Омлет для любимой женщины» в спектакле «Идиот2»

Сегодня, 10 ноября, на сцене театра драмы им. Ф.М. Достоевского состоится премьера спектакля «Идиот2».

Сегодня, 10 ноября, на сцене театра драмы им. Ф.М. Достоевского состоится премьера спектакля «Идиот2». Он создан новгородской перформанс-группой «Омлет для любимой женщины» специально к международному театральному фестивалю Достоевского.

© Фото Виктора Сухова

В 2021 году перформанс-группа впервые приняла участие в фестивале Достоевского со спектаклем «ИдиотКа». Тогда участницы коллектива и режиссер Яна Лебедева сконцентрировались на женских образах романа.

Нынешний перформанс сосредоточен на образах князя Мышкина и Парфена Рогожина, которые являют собой, на первый взгляд, полную противоположность: мягкий и рефлексирующий Мышкин и страстный до ярости, прямолинейный Рогожин. Работа предлагает поговорить о маскулинности и ее восприятии сейчас и тогда, страхах, ревности и ее проявлениях, о мужчине и его внутренней борьбе, отношении к любви, к себе и своей социальной роли.

По словам режиссера спектакля, руководителя перформанс-группы «Омлет для любимой женщины» Яны Лебедевой, так же, как и при создании «ИдиотКи», она и исполнители работали с текстом, обсуждали мотивацию героев, исследовали их взаимоотношения.

— Процесс шел в каком-то смысле сложнее, поскольку в «ИдиотКе» социальная тема была более явной. Женский вопрос — исторический факт, и возможностей для изучения здесь больше. Я не занимаюсь гендерными исследованиями непосредственно, поэтому могу наврать в терминах, но в целом в патриархальной культуре мужчина является примером и субъектом, грубо говоря, тем, кто пишет, а не тем, о ком пишут. Поэтому, на мой взгляд, «Идиот2» получился больше об индивидуальном, нежели чем о социальном, — рассказывает Яна Лебедева .

Хотя и здесь, безусловно, присутствуют некоторые социальные мотивы. Как отмечает Яна Лебедева, если в первом спектакле «Омлета для любимой женщины» по роману Достоевского во главу угла ставятся вопросы насилия, абьюза, социального положения женщины XIX века, а также мизогинии и сестринства, то во втором рассматриваются темы гендерных ожиданий, социального давления, кризиса маскулинности, табу на чувства и конкуренции.

— Мне прежде всего было интересно наблюдать природу отношений Рогожина и Мышкина, потому что, при прямом соперничестве, они остаются близкими друг другу людьми, такими frenemies*, и это удивляет. Более того, можно сказать, что они ближе друг к другу, чем к людям своего окружения или к Настасье Филипповне, — добавила режиссер .

На сцену выйдут два исполнителя — Михаил Васильев и Антон Логинов. По словам первого, для него главным в этой постановке стали отношения между мужчинами, спровоцированные женской эмоциональностью, женским началом.

© Фото Виктора Сухова

— Становится видно, какие разные настроения может пробудить одна и та же женщина в двух разных мужчинах — какие это провоцирующие, конфликтные, напряженные моменты с безумными, катастрофическими последствиями. По моему внутреннему ощущению, несмотря на силу, мужественность и разность мужских характеров романа, здесь всем так или иначе управляет женщина, — отметил Михаил Васильев .

Как подчеркивает Антон Логинов, в романе «Идиот» нет плоских персонажей, про которых было бы понятно, кто здесь протагонист, а кто антагонист.

— Они действительно сложные. Сначала мы воспринимаем Рогожина как хтонического необузданного зверя, а князя Мышкина — как робкого и нерешительного. На протяжении всего романа они раскрываются по-разному, и можно понять, почему Парфен Семенович стал таким, какой он есть. Например, мы узнаем о его отношениях с властным отцом. Но затем в нем открывается что-то нежное, чуткое, ранимое. Так же и с Мышкиным — лишь увидев портрет Настасьи Филипповны, он преобразился и подчас вел себя, как отрицательный персонаж, — прокомментировал Антон Логинов .

По словам режиссера, как и «ИдиотКа», «Идиот2» больше апеллирует к чувствам зрителя, а не к его интеллекту:

— И так же оба этих перформанса не догматизируют и не предлагают готовых решений, а приглашают к дискуссии, — заключает Яна Лебедева .

Международный театральный фестиваль Достоевского проходит в Великом Новгороде и Старой Руссе с 4 по 11 ноября. В нем принимают участие 19 театральных коллективов из Республики Беларусь, Москвы, Петербурга, Южно-Сахалинска, Липецка, Магнитогорска, Брянска, Краснодара, Владимира, Великого Новгорода, Республики Татарстан, Ярославской, Воронежской, Псковской областей.

* оксюморон и сочетание слов «друг» и «враг», которое относится к «человеку, с которым вы дружите, несмотря на фундаментальную неприязнь или соперничество» или «человеку, который сочетает в себе характеристики друга и врага».

Последние новости

Реализация кластерного проекта «Горжусь тем, что я россиянин!»

25 ноября в Окуловском краеведческом музее им. Н.Н. Миклухо-Маклая (далее – музей) обучающиеся школы № 1 г. Окуловка,

Учащиеся духового отделения выступили с концертами в МАДОУ "Детский сад №6" и в МАДОУ "Детский сад №8"

Продолжается сотрудничество между Детской школой искусств и дошкольными образовательными учреждениями района.

Государственный инспектор национального парка «Валдайский» спас молодую косулю.

Сегодня на Валдайском озере были проведены мероприятия по спасению молодой косули.

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *