06.06.2022

Новгородский музей-заповедник показывает в Пскове «Волшебный фонарь»

В Псково-Изборском объединенном музее-заповеднике открылась выставка «Волшебный фонарь».

В Псково-Изборском объединенном музее-заповеднике открылась выставка «Волшебный фонарь». На выставке представлено двадцать шесть предметов – фарфоровые скульптуры и лубочные картинки из собрания Новгородского музея-заповедника.

- Этой выставкой мы возобновляем сотрудничество с Псковским музеем. В нынешнем году коллеги привезут в наш Старорусский филиал выставку национального костюма народности сету, а мы в ответ показываем лубочные картинки и мелкую фарфоровую пластику из собрания Новгородского музея-заповедника. Далее в наших планах – обсуждение списков предметов из богатейшей археологической коллекции Псковского музея, которые будут представлены на выставке «Викинги», - прокомментировала Олеся Рудь, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе и филиалам.

Название выставка получила по аналогии с одним из первых иллюстрированных журналов в России – «Волшебный фонарь», который появился в январе 1817 года в Санкт-Петербурге. В журнале гравированные картинки изображали уличные сценки, в которых участвовали разносчики, дворники, маляры, водовозы, трубочисты. Тексты журнала представляли типовые бытовые ситуации, характерные для российской столицы начала XIX века. Это ценный источник информации о бытовой жизни Санкт-Петербурга времен А. С. Пушкина, о нравах и обычаях, работе простого народа. Автором рассказов и создателем сборника считается Павел Ильич Петров, служивший переводчиком при Императорском вольном экономическом обществе. Иллюстрации выполнил Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847), создатель первого карикатурного журнала, или Капитон Алексеевич Зеленцов (1790-1845). Журнал выходил отдельными брошюрами, которые, как правило, владельцы потом объединяли под одним переплетом. Картинки сопровождались подписями на русском, французском и немецком языках.

Вскоре по мотивам гравюр и картин, напечатанных в журнале, начали создаваться фарфоровые фигурки. Это были произведения Императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, демонстрирующие главную тему национальной школы русской мелкой пластики – изображение простонародных типажей и характеров жителей России.

Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников, скульптора Жака‐Доминика Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе. Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор Степан Степанович Пименов создал скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античных героев. Одна из них, женщина с коромыслом или «Водоноска», стала символом русского фарфора.

Завод Гарднера приобрел право на повтор скульптуры «Водоноска» и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа. В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для «лубочных» вариантов, полюбившихся публике, фарфоровых фигур. К 1860‐м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам. Идеализированных героев «Волшебного фонаря» заменили характерные персонажи литературы «натуральной школы» сатирического и обличительного содержания.

В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажа, вобравшего в себя основные черты образа крестьянства и низов городского населения пореформенной России. Выполненные из раскрашенного бисквита (неглазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре, более приближенной к натуральной, соответствовали эстетике, отражающей правду жизни простого народа.

После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название «бисквиты Гарднера». Параллельно, на фабрике М. С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.

Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920‐х годов.

Лубочная картинка литературные и изобразительные сюжеты брала в иконе, фреске, в рыцарском переводном романе, в итальянских и русских сказках, песнях, в литературной «классике», позднее – в газетных и журнальных текстах.

Народную гравюру, возникшую в Европе в XV в., называли в XVII в. «потешными листами», в XVIII в. – «печатными листами», «московскими картинками», «панками», «забавными историческими листами». Продавцы XIX в. называли их «простовики», «праздники», «конница» и «балагурник». Термин «лубочные картинки» со временем менялся на «русские народные», «лубок», «народная гравюра».

Первые лубочные картинки были ксилографическими, в XVIII в. рисунок вырезался или протравлялся на меди, в 1820-х гг. стали появляться первые литографические мастерские. На протяжении веков лубочная картинка выходила раскрашенная от руки. Яркость и броскость цвета являлись не только особенностью, но и обязательным условием лубка. Яркость красок обеспечила и быстрый успех в конце XIX в. новому способу цветной печати – хромолитографии. В XVII в. лубочные картинки украшали и избы крестьян и царские хоромы, в XIX в. они становятся достоянием лишь городских низов и крестьянства.

Термин «лубок» довольно широк по своему смыслу. Произведения прикладного искусства, близкие народной гравюре по изобразительному языку и художественным принципам и избравшие ее эталоном для подражания, приобрели черты, которые не могут быть обозначены иначе как «лубочные». Эти же черты были у фарфоровой скульптуры частных российских заводов XIX в. На выставке лубок представлен фольклорно-песенной тематикой, получившей развитие в основном ко второй половине  XIX столетия.

Выставка будет работать по 2 августа.

 

 

Последние новости

Увлечение загаром в молодости может горько аукнуться в пожилом возрасте

Хирург-онколог Борис Фрумкин стал гостем программы «Скажите, доктор». Выпуск посвятили теме «Как уберечь себя от меланомы».

Виктор Витвицкий посетил ЛПХ и КФХ Маловишерского муниципального района

Сегодня, 15 апреля 2024, министр сельского хозяйства Новгородской области Виктор Витвицкий посетил личные подсобные хозяйства и крестьянское фермерское хозяйство в Маловишерском муниципальном районе.

Новые возможности! Новые перспективы!

Если у тебя есть желание карьерно расти и развиваться, приглашаем стать частью команды госсектора – команды профессионалов.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *